🧴 Косметика, которая создает настроение 😍
Комьюнити
Полезные статьи по уходу, рекомендации от экспертов, эксклюзивные интервью с производителями
Сервисы
6 минут
294

Будущее рынка натуральной косметики

Директор по маркетингу экомаркета 4fresh.ru Карина Мемедляева поговорила о будущем российского рынка натуральной косметики с основателем 4fresh.ru Антоном Козловым и создателем бренда Levrana Леонидом Леврана.

Kарина: Что такое рынок натуральной косметики в России? И кто его лидер?

Леонид: Я думаю, что рынок натуральной и органической косметики в России — это некая субстанция, не до конца всем ясная. Многие связывают с натуральной косметикой псевдонатуральную, а также ту, где написано что-нибудь в духе «с маслом алоэ». Хотя в природе такого масла даже не существует. 

Сегодня рынок натуральной косметики в России — некий «бульон», куда накидано всего по чуть-чуть, в том числе качественного товара,  сертифицированного и по-честному натурального и органического. В таком бульоне нам всем приходится вариться, потому что и блогеры, и масс-медиа тоже не до конца правдиво преподносят натуральную косметику. Те люди, которые, казалось бы, должны рассказывать о косметике, опираясь на мировые правила и стандарты, этого не делают. А если бы делали, то наш «бульон» становился бы всё вкуснее и вкуснее!

Главными на российском рынке экокосметики, как и прежде, считаю Natura Siberica со своими компаниями. Также по результатам соцопроса в городах-миллионниках Levrana вошла в 5-ку узнаваемых брендов. Это тоже, на мой взгляд, говорит о роли компании в этом мире.

Антон: Ответ на этот вопрос связан с результатом этого же исследования, и комичность в том, что Чистая Линия и Yves Rocher тоже попали в список натуральной косметики в числе лидеров опроса. Это демонстрирует ту безграмотность, которую нам так хотелось бы скрыть. Мы все стали наблюдателями того, как рынок экокосметики в России быстро образовался и пошёл вверх. А всё, что образуется быстро, имеет характеристики, которые уже перечислил Леонид. То есть любой вакуум, любое свободное место заполняется очень активно всеми субстанциями без разбора. 

Есть эволюция, а есть революция. Происходящее в России явно ближе ко второму. Ещё 7-8 лет назад бренды Levrana, Mi&Ko, Мастерская Олеси Мустаевой были малышами, но у Клиента на открытом рынке всегда есть возможность выбора, и поэтому он будет смотреть и в сторону мировых брендов, у которых история развития насчитывает 80 лет, это хорошо с точки зрения конкуренции и отлично подталкивает отечественные бренды двигаться быстрее и действовать масштабнее. Но всё же в природе  зачастую есть вещи, которые нельзя ускорить одним желанием — нужно пройти путь — прожить опыт. И этот элемент эволюции – лучший механизм отбора.

Мы имеем рынок, который привлекает многих просто потому, что тренд на экокосметику сейчас фундаментальный. Эта волна формирует не только первое поколение потребителей, но и уже прицеливается на наших детей, а это создаёт предпосылки для продолжения роста в ближайшие годы.

Выживут 3 типа компаний: кто по жизни играют вдолгую с целью вырастить большой бренд шаг за шагом (большое терпение); те, у кого с масштабом и амбициями всё в порядке изначально, кто понимает, что невозможно без собственного производства лидировать в себестоимости, а значит, и на рынке; и компании, которые понимают, что такое маркетинг и как строить большие эмоциональные бренды. 

Ну а если лучшие качества всех трёх типов соединяются воедино, мы получаем таких лидеров, как Natura Siberica, Levrana, Laboratorium. И я считаю, что обязательное обустройство внутренних «домашних» брендов очень логично и должно было произойти. Если на российские рынки заходят большие внешние игроки со своим опытом, то доля российских игроков может оказаться очень маленькой. Мне кажется серьёзный разрыв в качестве маркетинга и в качестве продукта всё ещё ощущается. Но себестоимость поправляет эту ситуацию, да и в целом, от текущих событий, если кто и может извлекать пользу, так это российские производители.

Kарина: В связи с последними событиями вы с Антоном решили собрать вместе игроков рынка. Зачем, почему и как это получилось?

Леонид: Сейчас есть определённый пул компаний, которые хотят быть учредителями будущей ассоциации. По итогу объединения, я думаю, там будет около 10 участников, которые будут финансировать ассоциацию и разрабатывать стандарты.

Антон: Ассоциация будет делать свой сертификат?

Леонид: Ассоциация должна разработать свой стандарт для натуральной органической косметики и также отдельный для бытовой химии. Планируем выбрать независимые сторонние компании и органы по сертификации и сделать стандарты к осени. Ассоциация не будет сама себя проверять. Аудит должен быть независимым.  

Антон: Я хочу подойти к этому вопросу немного с другой стороны. Есть такой гарвардский аукцион, его проводят профессора своим студентам. Выглядит так: выходит мужчина и говорит: «Смотрите, у меня есть 100 долларов, вы можете их купить за любую стоимость. Но правила аукциона таковы, что последняя цена является финальной, а предыдущая цена, которая будет — выплачивается безвозмездно». То есть предыдущий участник просто отдаёт свои деньги. По статистике 99% аукционов заканчиваются тем, что 100 долларов покупают за 800-900. Как это происходит?

Cидит 300 человек, всегда находится умный, который знает про этот аукцион и он говорит: «Ребята, смотрите, мы сейчас выиграем, всё просто. Я скажу 5 долларов, Лёня скажет 6, потом все замолчат, он ударит молоточком раз-два-три, и сделка выиграна. Мы отдадим в итоге 11, заберём 100. НО. В зале  всегда находятся те: кто всё прослушал, кто хотел бы быть на месте умного, кто просто не согласен, кому нужно быть не как все. И после того, как аукцион проходит рубеж 50 долларов уже выиграть у ведущего невозможно. На этой отметке 2 друга превращаются в оголтелых конкурентов, им важно перед зрителями не оказаться тем кто «проиграл», хотя проиграли уже оба. Я к чему всё это — мы с богатым опытом проведения премии Live Organic AWARDS получаем обратную связь каждый год «как надо и как лучше», а тут задача куда сложнее. Мой опыт говорит, что объединить конкурентов вокруг чего-то задача, требующая ангельского терпения.

Kарина: Экосертификация. Очень интересна ваша история. Что говорят производители? Европейские сертификаты останутся? Есть ли будущее у российской сертификации, и сможет ли она быть такой же строгой?

Леонид: Ситуация такая: с февраля Ecocert не выходит на связь. Есть, конечно, автоматическая рассылка с выставлением счёта, который я пока не оплачиваю. Не понимаю, за что я буду платить. На прошлой неделе мы написали нашему аудитору — тоже не отвечает. В этом году у Ecocert были планы открыть офис в России, но пока всё на паузе. Мы не понимаем, что происходит. Сейчас мы определяем участников ассоциации производителей натуральной органической косметики. Думаю, мы не будем изобретать велосипед, а сделаем что-то вроде Cosmos organic. 

Антон: Леонид, как в текущей ситуации, когда уходят западные бренды, стоит действовать российским производителям? И есть ли шанс именно сейчас увеличить масштабы, например, в 5-10 раз? Есть какой-то план, который уже работает?

Леонид: Многие компании, которые не  были локализованы на территории России, объявили об уходе. Кто-то перепродался, чтобы не терять рынок, но особо ничего не поменялось. По факту никто никуда не ушёл.  Стало тяжелее продвигаться и принимать какие-то решения. Мы, например, стали выпускать запланированные новинки с какой-то определённой погрешностью в плане упаковки. Мы не пересматривали составы продукции, хуже точно ничего не сделали.

Антон: Леонид, идти в атаку не получается, так как есть новостной поток, который мешает. И на общем фоне нет такого массового ухода брендов, которые бы освобождали полки?

Леонид: Да, с одной стороны кажется, что кто-то ушёл, но это не совсем так. И, конечно, сдерживающие факторы напоминают о себе. Мои прогнозы, что к концу года ситуация выровняется. И со следующего года мы уже спокойно сможем рулить своими бизнесами. Нам сейчас нужно активизироваться и делать всё, что ты и делал, только лучше. Внутренний спрос нам обеспечит просто всё! И доверие к российскому производителю будет ещё больше. 

Kарина: Леонид, а кто, на твой взгляд, сейчас двигается в правильном направлении, за кем ты следишь?

Леонид: Мне очень нравится, что в России есть компании, которые всё делают с душой, на долгую перспективу. Например, Смородина, Краснополянская косметика. 

0 Комментариев
Еще по теме
247
Косметический минимализм: обзор косметики Ecobox
0
Ссылка скопирована в буффер
260
Наташа Козлова о Пропорции: «Мы создали продукт, в который влюбляешься, как только пробуешь!»
0
Ссылка скопирована в буффер
141
«Неспешная» красота с острова Кипр
4
Ссылка скопирована в буффер
572
Meet the maker: интервью с директором Synergetic
4
Ссылка скопирована в буффер